Детские капризы: что делать?

By: Александр Покрышкин | 22 Июл 2015

капризы истерики

Сегодня мы поговорим с вами про детские капризы. Практически каждый родитель сталкивался с ситуацией, когда «ни с того, ни с сего» ребенок начинает отказываться делать совершенно обычные вещи: идти на прогулку, садиться за стол, готовиться ко сну и т.д. А иногда и вовсе на ровном месте: игрушка неожиданно упала или в холодильнике закончилось мороженое, и ваш день перестает быть безоблачным. И несмотря на то, что у каждого члена семьи есть свой способы справляться с капризами, я уверен, что все родители хотели бы знать как сделать так, чтобы всего этого избежать. Давайте разбираться.

Прежде всего надо разделить капризы на «ситуативные» и «системные». Разделение это условно, но может быть полезно на первых порах. Итак, «ситуативные» капризы — это сильные переживания, которые возникли по вполне объективной причине. Пример: ребенок увлеченно играет, взрослый зовет его есть и требует, чтобы тот прекратил играть немедленно. Для ребенка практически любого возраста это довольно трудно, поскольку на переключение всегда требуется время. Можем ли мы списать такой каприз к его особенностям характера? Нет, поскольку очень многим детям будет также это сложно сделать. Однако и решается это все достаточно просто, обычно достаточно следовать следующим рекомендациям:

1. Предупреждайте ребенка о ближайших событиях. Рассказывайте ему заранее о том, что у вас сейчас по плану. «Сейчас мы придем домой, разденемся, помоем руки, ты сможешь поиграть, я приготовлю обед, а потом позову тебя есть».

2. Напоминайте ребенку о приближающемся событии до того, как оно наступило. Обычно достаточно напомнить за 10 и за 5 минут. Оптимально, если вы покажете ребенку еще и часы со стрелкой, чтобы он сам мог контролировать время. Необязательно разбираться во времени, достаточно следить за стрелкой.

3. Предупреждайте усталость. Научитесь понимать и предсказывать физиологическое состояние своего ребенка. Предугадывайте момент, когда он устанет, составляйте расписание дня с учетом нагрузок. Например, приход гостей, поход к врачу и отъезд на дачу в один день — это утомительно, поэтому лучше положить ребенка спать пораньше и т.д.

«Системные» капризы гораздо сложнее отследить, поскольку родителям не всегда удается понять точную причину, которая запускает весь процесс: вы обо всем его предупредили, он не устал и не болеет, а все равно «что-то пошло не так». Если говорить конкретнее, то, скорее всего, речь идет о том, что ребенок столкнулся с чем-то, что ему не нравится и криком добивается от родителя решения данной проблемы, либо приятной альтернативы. Именно в таких случаях, детки часто получают «бонусные» конфеты, новые игрушки и просто дополнительное внимание взрослых. Иногда такое поведение относят к проявлению «возрастного кризиса», однако на практике это неважно, поскольку «лечится» это всегда одинаково и очень просто — последовательностью родителей. Секрет в том, что ребенок переходит на крик, только когда точно знает, что криком можно многого добиться. Как только он понимает, что «инструмент» больше не работает, он перестает им так часто пользоваться. Следующие шаги позволят родителям достичь такого результата:

1. Будьте последовательны. Продумывайте свои действия заранее и предъявляйте ребенку только те требования, в справедливости которых вы уверены.

2. Используйте правила. Не давите на ребенка авторитетом, когда он что-то не выполняет, а ставьте условия. Пусть у него будет возможность выбрать то, что ему ближе. Например, если он отказывается есть, предупредите его, что обед длится еще 15 минут и в следующий раз есть можно будет только на ужин.

3. Поддерживайте ребенка эмоционально. Если он расстроен, дайте ему понять, что вы заметили, что с ним происходит. Так вы сохраните с ним теплый контакт и поможете «выпустить пар».

4. Если ничего не помогает, то можно оставить ребенка одного. Если одна из сторон отказывается от переговоров, то вторая сторона вполне законно может также их прекратить. Более того, именно так ребенок получит подтверждения того, что крик больше «не работает» как прежде. Не оставайтесь в растерянности перед детским криком, после того, как перепробовали все возможные способы. Помните, что ваша задача — это не успокоить ребенка прямо сейчас, а добиться серьезного результата в целом.