Как и обещал, начинаю публиковать материалы про игровую терапию ( Play-Therapy). Сложно писать про то, чем занимаешься уже почти десять лет, но я уж начну, а там посмотрим.
Сегодня я расскажу о том, почему этот метод вообще работает, а о том, что происходит на игротерапевтических занятиях я расскажу в своих следующих заметках. Их вы сможете найти по тегу #моя_игровая_терапия в Вконтакте, Фейсбуке или в блоге на моем сайте: www.apokryshkin.ru/blog
Что же такое Игровая терапия?
Если коротко и совсем по сути, то Игровая терапия — это когда ваш ребенок (в возрасте от 3 до 12 лет) играет в специальной комнате с кучей игрушек и психологом около сорока-пятидесяти минут один-два раза в неделю в течение 2-4 месяцев, и уже в середине этого срока вы видите, что он меняется: становится самостоятельнее, смелее, активнее или наоборот — спокойнее, внимательнее, аккуратнее и т.д.
В описании метода мы с вами найдем, что главное условие для него — это свободная игра ребенка. «Так он дома у меня тоже играет во что захочет!» — возмущенно воскликнет каждый второй родитель, читающий эти строки. Однако тут все не так просто, но давайте обо всем по порядку.
Зачем дети играют?
Начнем с истоков. Обычно начинают от Адама, в психологии сроки немного поменьше, начнем от Фрейда. Так вот, еще Фрейд считал, что игра в жизни ребенка очень важна. Он заметил, что в ней ребенок бессознательно показывает нам свои желания и чувства. В игровой терапии этот принцип остается и по сей день: ребенок действительно играет в то, что его волнует, беспокоит или просто интересно. Так, например, количество игр в «наших» и «немцев» традиционно возрастает накануне 9 мая, когда дети узнают много нового о войне: и на занятиях в саду или в школе, и по телевизору, и из разговоров со взрослыми. Война — серьезное событие, она эмоционально захватывает детей, однако играют они не только во что-то из ряда вон выходящее, а практически во все подряд: и приезд гостей, и поход в магазин, и укладывание ребенка на ночь могут стать темой для игры, а все потому, что именно она помогает ребенку лучше понять себя и окружающий мир. Действительно, именно так он может привыкнуть к новому, буквально прочувствовать его, внимательнее разобраться в том, что происходит, найти наиболее эффективные способы действия в той или иной ситуации. Однажды он вырастет и научится много и серьезно думать обо всем на свете, а пока — он просто играет во все подряд, и потихонечку учится очень серьезным и важным вещам.
Когда трудно
Иногда дети встречаются с такими обстоятельствами, справится с которыми они сами не могут. В таких ситуациях у них и возникает то, что мы называем «психологической проблемой». Как бы нам не хотелось уберечь их от таких испытаний, они все же случаются. В первую очередь, это относится к экстраординарным событиям, например, увиденной или пережитой автокатастрофе, к потери близкого человека, к бурному разводу и т.д. Однако часто это и, казалось бы, вполне бытовые ситуации: страх отпустить маму, ребята, отнимающие игрушки на площадке, стеснительность в общении с другими детьми или наоборот — излишняя навязчивость и конфликтность и т.д. Все это такие жизненные ситуации, к которым ребенок не может сам приспособиться, , и когда ему точно нужна помощь взрослого человека.
Игровая терапия — это весьма естественный способ такой помощи, поскольку она не требует постоянных разговоров с ребенком на неприятные темы. Она лишь помогает создать условия, в которых ребенок сам сможет «отыграть» то, что его беспокоит. Именно для этого в кабинете игрового терапевта так много ярких игрушек, именно поэтому все, что делает игровой терапевт — это просто помогает ребенку чуть иначе взглянуть на свою игру и чувства и действия героев этой игры, а значит — на себя и свои чувства и отношения. Фактически, на занятиях ребенок получает возможность «доиграть» трудную для себя ситуацию до конца и найти из нее выход.
Следующая заметка будет про то, как устроен кабинет игрового терапевта.
Всем хорошего вечера!
Tags: play-therapy детская психология моя_игровая_терапия родителям