О раннем развитии кратко

By: Александр Покрышкин | 21 Апр 2017

пересказ лекции детского психолога и игрового терапевта Александра Покрышкина о раннем развитии Друзья, добрый день!

Спасибо за интересные и живые вопросы на лекции К сожалению, видеозапись не удалось сохранить, поэтому подробно опишу здесь основные тезисы лекции. Все просто, вот увидите:)

  1. Раннее развитие – это специально организованные занятия с детьми с 0 до 3 лет. У многих (включая и детских психологов), это словосочетание вызывает скепсис. Однако очевидно, что в благоприятных условиях ребенок быстрее осваивает необходимые навыки, чем во всех прочих. Грамотное раннее развитие относится к первому.
  1. Однако этот процесс легко испортить. Достаточно:
  •  выбрать методику, которая противоречит научным данным. Например, учить читать в два-три года или изучать в этом же возрасте абстрактные понятия по карточкам. Иногда ребенок может сложить слоги или запомнить слово “прямоугольник”, только в большинстве случаев эти результаты долго не сохраняются, т.к. мозг малыша к этому просто не готов.
  • Превратить развитие в “зубрежку”. Идея о том, что обучение дается с трудом, также опровергается современными исследователями. Без положительных эмоций взрослого и ребенка, без увлеченности процессом, развитие идет медленнее и сложнее, чем может на самом деле. Постоянный допрос: “Скажи, какой это цвет?” или “Что ест мишка?” утомляет и детей, и родителей.

И, конечно, я рассказал и о том, как это исправить. Вот основные пункты:

  • Эффективные развивающие занятия — это не “занятия”. Это игра. Главный ее признак: участники получают удовольствие от процесса. Поэтому основная задача взрослого — увлеченно играть, а не задавать скучные вопросы. Куда важнее, чтобы ребенок откликнулся на ваш возглас: “Смотри, желтая машинка!”, чем долго и нудно перебирал карточки.
  • Необходимые навыки включаются в игру и так тренируются. Казалось бы, разница тут только в эмоциях, но именно они помогают ребенку включиться и полноценно освоить понятия количества, пространства и цвета. “Как много у тебя орехов, белочка!” говорит мама, зачастую не догадываясь о том, что если “белочка” улыбнулась в ответ, то эта уже и было “развитием”, а не просто “развлечением”.
  • Сравнивать ребенка с самим собой. Постоянно оглядываться на детей из инстаграмных постов или даже на таблицы развития — путь к нервному истощению. Это сказывается и на процессе занятий. Так, например, беспокойство из-за того, что “все наши уже сортируют, а мой — нет”, зачастую оборачивается раздражением и все усложняет.

Вот так:) До встречи в новых эфирах в моем Инстаграме: https://www.instagram.com/apokryshkin/

P.S. На игротерапевтическую группу для детей 4-5 лет осталось одно место. Записывайтесь на диагностическую встречу.