Ошибки выбора развивающих игрушек — мнение психолога

By: Александр Покрышкин | 14 Фев 2016

Публикую свою статью для сайта «Росконтроль». 

 

Современные родители озабочены развитием собственных детей и занимаются этим крайне обстоятельно: читают литературу, общаются с психологами, педагогами и другими родителями. Однако выбор игрушек зачастую происходит почти автоматически.

Родитель старается оценивает их оригинальность и возможную привлекательность для ребенка, после чего и совершает покупку. Высокая конкуренция привела к тому, что сегодня созданием новых игрушек заняты преимущественно маркетологи, а не психологи. В результате ребенок зачастую окружен множеством игрушек, которые не способствуют его развитию, а наоборот – тормозят. В тоже время критериев, по которым стоит выбирать игрушки, не так много и ниже мы разберем основные.

Ошибки выбора развивающих игрушек - мнение психолога

1. Слишком сложная игрушка

Игрушки в нашем детстве были гораздо проще современных. Сегодня в продаже множество «многофункциональных» вариантов, как например, собака, машина и телефон одновременно. Такие игрушки привлекают к себе внимание на полке магазина, но развитию ребенка они скорее мешают, так как с ними он не может научиться чему-то конкретному.

Происходит это потому, что функция такой игрушки не очевидна для ребенка, он теряется, играя с нею. Действительно, не понятно, что с такой игрушкой делать: звонить как по телефону, давать команды или перевозить на ней грузы? В этом случае ребенок не осваивает эти свойства, поскольку путается в них.

Лучше придерживаться правила: одна игрушка – одна функция.

Cобака, машина и телефон по отдельности будут полезнее для ребенка, чем один ультрасовременный гибрид.

2. Игрушка не требует осмысленной активности ребенка

Многие игрушки сегодня интерактивны настолько, что от ребенка не требуется практически ничего, кроме нажатия одной кнопки. Такую деятельность сложно назвать игрой, так как сам ребенок никак не влияет на этот процесс, все автоматизировано.

Ситуация усложняется еще и тем, что он может проводить массу времени, нажимая кнопки, что успокаивает родителей, однако с точки зрения развития оно тратиться впустую. Это так, поскольку ребенок не задействует собственное воображение для игры, а фактически выполняет чужие команды, наблюдая за результатом.

Оптимальный вариант: подбирать игрушки с минимальным интерактивным компонентом. Банальная плюшевая собака принесет куда больше пользы, чем ее современная улучшенная версия, понимающая голосовые команды.

Взаимодействие с простыми игрушками требует активности ребенка и развивает воображение, хотя выглядят такие игрушки менее современно.

3. Игрушка требует постоянного участия взрослого

Конечно, в ряде случаев взрослый знакомит ребенка с новой игрушкой, однако дальше играть он должен иметь возможность самостоятельно.

Развивающая игрушка требует активности ребенка, только так и происходит развитие.

Если же ребенку не хватает сил для того, чтобы скрепить детали или удержать все части игрушки вместе, то, вероятно, она слишком сложная и ее стоит отложить на некоторое время.

4. Игрушка не соответствует интересам ребенка

Это тонкий критерий, но, возможно, он и самый важный. Часто родители при выборе руководствуются идеей о «полезности» игрушки, а не о том, насколько сильно будет желание ребенка взять ее в руки.

Важно быть готовым к тому, что-то, что вы тщательно выбирали, не вызовет у него восторга. В этом случае родителям придется увлекать его новой игрой, либо в следующий раз купить что-то соответствующее его интересам. Спонтанная игра – проявление личности ребенка и способ, которым он познает сам себя. Поэтому живой интерес – это то, к чему стоит отнестись с уважением и осторожностью.

Ведь если ребенку неинтересно, то никакой игры не будет, а значит и развитие будет идти медленнее, чем мы бы хотели.

Что делать, если игровой набор не сбалансирован?

Если вы оценили игрушки своего ребенка по данным критериям и выводы оказались неутешительными, не спешите в магазин за новыми покупками.

Внимательно пересмотрите существующий набор, отберите наиболее полезные и попробуйте увлечь ребенка игрой с ними. А уж если все-таки решили отправиться за покупками, то к походу в магазин лучше подготовиться заранее.

Постарайтесь не брать с собой ребенка, так как ему там будет трудно сделать выбор. Решите заранее, что вы хотите купить и сосредоточьтесь на поиске. Воспользуйтесь интернетом для предварительного ознакомления с ассортиментом магазина и отправляйтесь на поиски с хотя бы примерным представлением о том, что вы ищете.