Продолжаю #Покрышкин_об_игровой_терапии. Кстати мои свежие статьи легко найти по тегу #статья_Покрышкина. Давайте поговорим о том, чем занимается игровой терапевт на занятии. Тема серьезная, поскольку такие занятия отличаются от тех, к которым мы привыкли. Приведу пример:
Ребенок: Я буду строить тут железную дорогу.
Терапевт: Ты хочешь построить железную дорогу здесь.
Р.: А вот и поезд!
Т.: Ты нашел поезд.
Р.: Да, это же железная дорога, тут обязательно должен быть поезд!
Т.: Тебе важно, чтобы на железной дороге был поезд.
Если вы считаете, что терапевт в этом отрывке просто повторяет почти дословно речь ребенка и совсем не играет с ним, то я вас прекрасно понимаю. Дело в том, что это недирективная игровая терапия, которая использует свободную игру детей. То есть ребенок сам решает во что и как ему играть, а терапевт по специальной технологии устраняется от процесса принятия решений. Он играет с ребенком, только если тот его об этом попросит, но не будет инициировать это сам. Что же тогда происходит на занятии и почему игровая терапия работает?
1. Игровой терапевт поддерживает доброжелательную атмосферу. Мало сказать ребенку, что он может играть с любыми игрушками. Нужно, чтобы он почувствовал себя в безопасности и смог начать свою игру. Поэтому взрослый доброжелателен и активно это демонстрирует своему маленькому клиенту.
2. Предоставляет выбор. Свободная игра — еще и ответственность. Часто ребята в начале терапии волнуются и ждут прямых указаний взрослого, четких инструкций во что и как играть. Постепенно благодаря уважительному и поддерживающему уважению терапевта они позволяют себе все больше и больше и переносят эту уверенность и в жизнь.
3. Помогает выразить ребенку свои чувства. Терапевт распознает оттенки детских эмоций, помогает их распознать и с уважением говорит о них. Это помогает детям быстрее отреагировать свои эмоции, снизить уровень напряжения, а еще развивает саморефлексию — умение замечать их самостоятельно.
4. Устанавливает ограничения в случае необходимости. Несмотря на свободную и творческую обстановку на занятиях, терапевт следит за безопасностью: ребенка, своей и оборудования. Так что нельзя сказать, что «свободная игра» означает «вседозволенность». А если вспомнить, что нельзя уносить игрушки с собой и занятие заканчивается в одно и то же время, то становится понятным, что ребенок на игровой терапии учится еще и гибкости и умению распознавать границы.
5. Поддерживает самоуважение ребенка. Терапевт обращает его внимание на мелкие достижения и это придает веры в свои силы и учит самостоятельно оценивать свои результаты.
Так что получается, игровой терапевт не играет вместе с ребенком, но сопровождает и поддерживает его игру ребенка, помогая ему лучше понять ее, а значит и себя. И что недирективная игровая терапия основана на теплых и доверительных отношениях ребенка со взрослым, и именно это, а не специальные игры, помогают ребятам снизить напряжение, преодолеть трудности и приобрести умения саморегуляции и саморефлексии. Ну и взрослым (психологам, педагогам и родителям), которые начинают работать в этом подходе, приходится развивать в себе наблюдательность и эмпатии, что обычно тоже получается использовать и за стенами игровой комнаты.
Вы уже пробовали недирективную игровую терапию? Как прошло ваше знакомство? Есть вопросы? Давайте обсудим в комментариях.