Знакомая ситуация? Вы уже сто раз попросили ребёнка не делать так (не разбрасывать вещи, не щипаться, не кричать – список можно писать бесконечно), но он продолжает и с ещё большим усердием! У плохого поведения могут быть вполне объяснимые причины. Вот четыре из них:
Ребёнку сложно управлять своими эмоциями. Он просто устал или расстроен. Часто этот «всплеск» происходит внезапно. В такие моменты детям, возможно, надо просто удовлетворить какие-то потребности: поесть или поспать.
* Что делать? Отслеживать усталость ребенка, давать ему выспаться, контролировать режим. Иногда банан или бутылка воды могут помочь избежать скандала.
Ребёнок хочет внимания. Потребность в постоянном общении часто утомляет взрослых. Бывает, дети могут отвлечься ненадолго, а затем снова возвращаются со своим требованием.
* Что делать? Странно в таких обстоятельствах предлагать родителям давать этого внимания еще больше. Вопрос: можно ли делать его более «выпуклым»? Гарри Лэндрет (основатель и директор Центра игровой терапии в Университете Северного Техаса) рекомендовал именно такой подход. Он получил название «вспышка внимания», когда родители специально активно удовлетворяют потребность ребенка в течение 30 секунд, а затем снова возвращаются к своим делам.
Власть. Иногда дети получают удовольствие, когда понимают, что именно они принимают решения и никто не может им указывать. От этого их тон становится более «командным».
* Что делать? Регулярно предоставлять ребенку выбор. «Сначала на площадку с горкой или на пруд к уткам?». Так ему проще почувствовать, что он контролирует ситуацию.
Месть. Ребенок может злиться и действовать так специально, чтобы досадить родителям и вызвать сильные ответные эмоции взрослого.
* Что делать? Тут стоит вспомнить, что дети ведут себя так, когда думают, что их не понимают или когда их переживаниям уделяют недостаточно внимания. В этом случае помогает установление ограничений и признание ценности переживаний ребёнка. Это помогает детям открыто выражать свои чувства и успокаиваться.
Уверен, что список про варианты «плохого» поведения можно продолжить. Главное — помнить, что у ребенка всегда есть уважительная причина вести себя именно так. И он будет рад, если мы поможем ему справиться с непростой ситуацией.
Tags: воспитание детская психология детский психолог для родителей помощь ребенку сложные дети трудный ребенок