Сегодня расскажу об игровой терапии, психологическом методе, который помогает решать детские проблемы мягко и бережно. Я его использую с 2005 года и могу говорить на эту тему часами, но совершу над собой усилие и остановлюсь на самом главном.
Игру можно использовать для помощи детям в трудных ситуациях. Они могут разыгрывать целые сцены, указывающие на конкретные проблемы или создавать персонажей, которые выражают их реальные чувства. Например, ребёнку может быть трудно сказать: «Я ревную маму к младшему брату, и по этой причине мне иногда хочется его ударить». Зато он может рассказать о том, что с ним происходит своей игрой. Поиск сокровищ и игра в магазин, драки и погони, стройки и праздники, все это является отображением внутреннего мира ребенка.
Если игра — язык детства, а игрушки — его слова, то игровой терапевт — специально обученный, чуткий и доброжелательный взрослый, который понимает и то, и другое. На занятиях мы ничему не учим ребенка, но помогаем ему или ей освоить свой потенциал, стать внимательнее, устойчивее и гибче.
Игровая терапия может помочь детям:
* Развить уверенность в себе, способность доверять себе в сложных ситуациях
* Освоить новые навыки общения
* Развивать эмпатию и уважение к окружающим
* Научиться лучше распознавать чувства и выражать их конструктивным образом
* Гибче решать различные жизненные задачи* Проще и чаще брать ответственность за свое поведение
Когда используется игровая терапия? Она полезна, когда ребенок слишком беспокоен, впечатлителен, несамостоятелен, напуган, грустен, агрессивен, завистлив, обидчив, конфликтен, упрям, импульсивен и т.д.
С какого возраста может использоваться метод? С 2 до 10-12 лет.
Как это выглядит? Ребенок оказывается в комнате с множеством разнообразных ярких игрушек. Игровой терапевт предлагает ему поиграть, как он захочет сам. При этом сопровождает игровой процесс, демонстрируя ребенку свои интерес и доброжелательность. Принципиально, то что он не может указать или намекнуть ребенку, как себя вести и во играть. Терапевт передает ему эту ответственность и поддерживает его самостоятельность. И — да, он включается в игру, если ребенок скажет ему это сделать.
Что делает игровой терапевт? Он постоянно находится рядом с ребенком, отражая его чувства и действия. Его основная задача — установить с ребенком такие отношения, в которых тот сможет раскрыться, обретет уверенность в себе и интерес к творческому решению жизненных проблем. На занятиях ребенок «заражается» этой доброжелательностью, начинает смотреть на себя и других иначе и проще относиться к сложностям.
Игровая терапия — вседозволенность? Отнюдь. На занятиях есть и ограничения. Например, время занятия строго ограничено и никто не может забрать с собой игрушку из игровой комнаты. Однако указывает на них игровой терапевт только в случае необходимости. Доверие и безопасность ребенка здесь прежде всего.
Любая игра будет иметь терапевтический эффект? Вовсе нет. Такие занятия может вести только специально обученный взрослый, будь то психолог или родитель.
Tags: игровая терапия игровая_терапия_Покрышкин моя_игровая_терапия недирективная игровая терапия