Не собирался сравнивать DIR/Floortime (Флортайм, ФТ) и игровую терапию (ИТ). Однако регулярно вижу посты коллег по теме, поэтому выскажусь. В тексте ссылки обозначены цифрами в скобках и собраны в комментарии под этим постом. Также их удобно посмотреть в моем телеграм-канале «Ползаю и дерусь» (ссылка также под постом и — да, я открыл его еще когда это было немодным).
Все просто: сам факт сравнения — ошибка, а подчеркивание «неоспоримых преимуществ» ФТ перед ИТ — спекуляция. Нужно ли спорить о том, что лучше для спуска со снежной вершины: горные лыжи или шоссейный велосипед? Ответ очевиден и поэтому так обсуждать эти транспортные средства не имеет большой ценности. Также и тут.
Флортайм — развивающая интервенция (1), а игровая терапия — психотерапевтическая (2) . И это главное почему их не надо сравнивать. Развивающие методы помогают человеку обрести важные умения впервые в жизни, психотерапия — переработать опыт, который был получен благодаря уже сформированным умениям. Поэтому если я решаю задачи развития ребенка, то игровая терапия покажется мне узковатой, а если я — психотерапевт, то и Флортайм меня обоснованно не устроит во многих случаях.
Ну и институт ICDL, который проводит обучение DIR/Floortime во всем мире и находится в США, не регистрировал ФТ как психотерапию. ФТ могут научиться и эрготерапевт, и логопед и педагог (3) , а игровой терапии — только психолог (4). То есть это не «психотерапия для всех», а просто «непсихотерапия». Это современный, чуткий к детям, основанный на отношениях развивающий (!) метод. Важно, когда мы объясняем суть подхода клиентам и коллегам.
Где список запросов шире?
Ответ зависит от того, как считать, но в целом это также не имеет смысла. И потому, что это две в принципе разные интервенции, и потому что есть пересечения. Например, ИТ не развивает речь, но есть исследования, показывающие, что она может облегчать процесс обучения (5). ФТ пока мало исследован при работе с тревожными расстройствами, но есть примеры, когда терапевты используют ФТ и модель DIR при работе, например, с селективным мутизмом (6) и c травмой (7,8).
«ФТ учитывает уровень развития и индивидуальные особенности ребенка, а ИТ — нет»
Тут все просто. Игровые терапевты учитывают и уровень развития ребенка, и его сенсорные и прочие особенности. Это общее место для современных помогающих практик. В частности, об этом сказано в этическом стандарте работы игровых терапевтов Американской ассоциации ИТ («Play Therapy Best Practices Clinical, Professional & Ethical Issues», страница 3), ссылка в комментарии(9).
«ИТ использует только сюжетно-ролевую игру, а ФТ — еще и сенсо-моторную»
В целом это бессмысленный тезис, поскольку неясно какое именно преимущество он демонстрирует. Да, ИТ много использует сюжетно-ролевую игру. Однако если ребенок играет сенсомоторно, предпочитает сложные игры с правилами, или вообще не играет, мы продолжаем строить с ним теплые и поддерживающие отношения.
Какие методы действительно стоит сравнивать?
Психотерапевтические с психотерапевтическими, а развивающие с развивающими. Например, игровую терапию, центрированную на ребенке, с юнгианской или адлерианской ИТ. Флортайм с игровой педагогикой ЦЛП или ABA. Могут быть и исключения, например, сравнение ФТ и игровой терапии Тераплэй, поскольку оба подхода применяются в работе с детьми с особенностями развития и при травматическом опыте.
Такие сравнения очень нужны. Так мы, родители и специалисты, сможем тоньше понимать возможности и ограничения этих инструментов и находить лучшие решения в интересах наших детей.
Так что ждем новых обоснованных обзоров.
Ссылки
- «Что такое DIR/Floortime» на сайте ICDL: https://www.icdl.com/floortime
- «Что такое игровая терапия?» на сайте американской ассоциации ИТ https://a4pt.site-ym.com/page/AboutAPT
- Требования к подготовке специалиста по ФТ (профессионалы и парапрофессионалы) на сайте ICDL: https://www.icdl.com/courses/education#h.p_ID_32
- Требования к подготовке игрового терапевта по версии Американской ассоциации ИТ https://cdn.ymaws.com/a4pt.site-ym.com/resource/resmgr/credentials/2020_credentials/rpt_standards.pdf
- Влияние ИТЦР на мотивацию и академические результаты дошкольников(PDF) The Effect of Child — Centered Play Therapy on Intrinsic Motivation and Academic Achievement of At-risk Elementary School Students
- http://www.centerforthedevelopingmind.com/sites/default/files/news/play_therapy_dec_08.pdf (страница 3)
- DIR®-informed approach to anxiety and trauma in school age children | Mental Health: Global Challenges Journal
- (PDF) Healing Play: Integrating occupational therapy into child abuse treatment
- Стандарты практики игрового терапевта на сайте Американской ассоциации («Play Therapy Best Practices Clinical, Professional & Ethical Issues») https://cdn.ymaws.com/www.a4pt.org/resource/resmgr/publications/best_practices_-_sept_2019.pdf
Tags: DIR/Floortime Floortime игровая терапия игровая терапия центрированная на ребенке недирективная игровая терапия статья Флортайм