Сегодня расскажу про игры с детьми от 0 до 1 года. Значительную часть своей профессиональной жизни я работал с детьми, которые могли использовать речь, и я плохо понимал, как можно «играть» с младенцами. Учеба DIR/Floortime дала нужные ответы, которыми поделюсь в этом посте.
Это удивительный период, ведь все, что происходит вокруг малыша – помогает ему развиваться. Даже обычный разговор родителей между собой или с ребёнком, прикосновения, колыбельная или «экскурсия» по дому на ручках – все это открывает для него новый мир. Да, то, чем мы можем заняться с детьми в первый год, иногда сложно назвать «игрой»: в ней нет ни сюжета, ни воображаемой ситуации. И ещё: чаще всего дети не играют так, как мы задумывали, дают неожиданные реакции и придумывают свои правила. Но такое разнообразное и тёплое взаимодействие взрослого и ребёнка в младенческом периоде важно, как никогда. Ценный вывод – игра будет игрой, даже если в ней нет сюжета. Главное – удовольствие и отсутствие цели.
Вот три совета, которые помогут играть с малышами:
- В каждой игре есть что-то полезное, но полезный эффект случится только тогда, когда все это будет приятно ребенку и вам.
- Ребёнку в игре может понравиться что-то, что не развивает речь или моторику, но, скорее всего, это развивает что-то другое. А самое главное для малыша в этот момент – общение с вами и вовлечение в мир отношений.
- Если кому-то из вас не нравится или надоело играть, всегда можно остановиться и попробовать что-то еще. Кстати, вообще не играть сейчас — тоже опция.
«Душевный разговор»
Положите малыша на живот и сами ложитесь рядом так, чтобы было удобно смотреть друг на друга. Начните рассказывать что-нибудь интересное. Ребёнку захочется увидеть ваше лицо, он попытается поднимать и держать голову. Такой разговор по душам, поможет малышам, которые не любят лежать на животе, освоить это занятие.
«Необычный массаж»
Подготовьте несколько вещей с разной текстурой. Например, перо, вата, кусочек бархатной ткани и шёлковый платочек. Положите малыша раздетым на перевальный столик и начинайте водить предметами по его животику, ручкам и ножкам. Если малышу понравится, он начнет издавать различные звуки. Кстати, можно повторять эти звуки за малышом – это полезно для развития его речи.
«Комарики»
Соедините указательный и большой палец на обеих руках, изобразив «жало» комарика. Сначала спойте песенку, «пританцовывая» руками в такт: «Дарики-дарики, летели комарики. Вились-вились…(«вьёмся» руками вокруг малыша). В ножку вцепились (касаемся, как будто ужалил комарик)». Вместо ножки в песенке могут быть щёчки, ручки, животик и т.д. Эта весёлая игра поможет малышу познакомиться со своим телом.
«Музыкальный носочек»
Пришейте к детскому носочку маленькую погремушку или колокольчик и наденьте малышу на ножку. Двигая ножкой, ребенок будет слышать звон и постепенно догадается, откуда он идет. Он станет увлеченно дергать ножкой и пытаться дотянуться до погремушки рукой. В следующий раз наденьте музыкальный носочек на другую ножку. Не бойтесь экспериментировать, носочек потом можно надеть и на ручку.
«Домик»
Если поставить рядом два стула, накрыть их одеялом и откинуть уголок – получится отличный домик! Предложите малышу залезть внутрь, с собой можно взять и любимую игрушку. Дом большего размера легко сделать, накрыв стол длинной скатертью. Только не забудьте со стола убрать все вещи)
«Рыбалка»
Налейте в неглубокую миску воды и бросьте туба несколько плавающих предметов: пробку, крышки, веточки. Малыш с помощью ложки или маленького сита должен поймать все предметы и сложить «улов» в тарелку.
Больше идей для игр можно найти в книжке Лизель Полински «PeKip».
Tags: детская психология игра игровая терапия игрушки раннее развитие