Я регулярно слышу жалобы родителей на игру детей. То они любят разрушать, а не строить, то персонажи игр обманывают друг друга и дерутся, а не дружат, то просто играют все время в одно и тоже. Ссоры и драки, аварии и разрушения, обман и воровство — эти темы настораживают, когда играет твой собственный ребенок. Усиливают беспокойство и разбросанная по интернету информация о «психологической диагностике игры» и ее возможных интерпретациях. В то же время мы слышим, что игра полезна и может быть любой. Вот так свобода наших детей входит в противоречие с педагогикой и воспитанием. И это вовсе не «философские рассуждения» о судьбах подрастающего поколения, и даже не фундаментальный вопрос: «Кем вырастет ребенок, который вот так играет?», а куда более приземленное: «Как он будет себя вести на дома/на площадке/в саду/в школе после таких игр?». Давайте разбираться.
Зачем им играть?
Фраза «игра — ведущая деятельность у дошкольников» уже стала штампом. Фраза «дети через игру учатся жить» на мой вкус звучит тоже избито, но это чистая правда. У каждого (зачеркнуто) взрослого человека мышление развилось настолько, что для того, чтобы понять, что-то новое, достаточно просто подумать. Вспоминать. Строить догадки. Делать выводы. А дети так не умеют. Им для того, чтобы что-то пережить, нужно в это поиграть. Иногда много-много раз. Там, где взрослый думает, ребенок — играет.
Откуда берутся сюжеты?
Ото всюду. Игра — способ привыкнуть к окружающему миру, освоиться в нем, а значит, темой игры может быть все, что угодно, начиная с бытовых ситуаций и заканчивая тонкостями человеческого общения. Примитивный пример: под Новый Год куклы многих девочек вовсю готовятся к празднику, делают покупки, рассаживают гостей и т.д. Более сложный пример: после развода родителей куклы начинают ссориться, делить имущество и детей. Ребенок пробует играть за разных участников, примеряет на себя разные роли (и за «немцев», и за «наших»), постепенно осваивается с этим сюжетом и двигается дальше.
Плохи ли «плохие» игры?
Коль скоро ребенку предстоит научиться жить в окружающем мире через игру, то значит ему надо познакомиться не только с сюжетами, где все дружат, кормят друг друга обедом, никогда не замерзают и виртуозно договариваются буквально обо всем. Ведь и в окружающей жизни люди иногда обижаются, грустят, страстно желают чужое и приходят в ярость. Это означает, что даже сюжет, который нас беспокоит, не будет указывать на проблемы ребенка. Конфликты, драки и воровство бывают и у детей без особых трудностей в поведении, поскольку это все — часть жизни. Получается, что навязывая ребенку «позитивный» игровой сюжет, мы ему только мешаем. Потому что когда он снова столкнется, например, с чужой завистью или своей досадой, он окажется в растерянности, ведь готовился он к совсем другой жизни.
Конечно, повышенный интерес к агрессивным играм часто говорит о том, что уровень агрессии ребенка действительно вырос. Только в этом случае поведение ребенка тоже меняется, про него можно сказать, что он стал агрессивнее, чем был раньше. Например, больше дерется, чаще спорит или обижается, упрямится, ворчит и т.д. И происходит не потому, что он играет в войну или пиратов, а строго наоборот — интерес к военным играм возрастает вместе с внутренними конфликтами. Эти игры становятся особенно интересны, если ребенок регулярно злится сам или сталкивается с агрессией окружающих. Вот и тут выходит, что стремление родителей «умиротворить» игру, не дадут ожидаемых результатов, поскольку корень реальной агрессии не в агрессивных играх, а в реальной жизни ребенка. Наоборот, в таких играх он сбрасывает напряжение, освобождается от непростых чувств и ищет новые способы поведения, чтобы в итоге стать менее агрессивным, легче встраиваться в окружающую действительность
А не будет ли он также потом себя вести?
Получается, что если ребенок в игре находит новые способы поведения, то потом он их претворяет в жизнь. Тогда чем кончится игра в пиратов, которые мало того, что ни с кем не здороваются и руки не моют, так еще и обижают слабых, ни с кем не дружат и никого не слушаются? Так происходит, если ребенок не видит разницы между игрой и жизнью, если взрослые ограничивают недостаточно и не дают понять, что игра всегда «понарошку», а дома действуют другие правила. Так что если малыш ругается как «морской волк», то искать виновных нужно совсем не среди пиратов…
Tags: агрессивный ребенок агрессия беспокойство детская психология детский психолог для родителей конфликты помощь ребенку эмоциональная сфера