Понимать тонкости детской психики через игру — удел психологов и игровых терапевтов, но, согласитесь, что непросто удержаться от попыток разобраться, если твой собственный ребенок начинает специально ломать карандаши, постоянно устраивает аварии или отрывает головы куклам. Заставляются задуматься о причинах и менее яркие ситуации. Например, если ваша добродушная девочка, которая в жизни и муху не обидит и со всеми делится игрушками, вдруг в игре начинает вредничать, а ее любимые игрушечные лошади — ругаться и отнимать друг у друга сено. Получается, что на самом деле она всем завидует и делиться не умеет? Особенно это пугает, когда дома нет конфликтов и все хорошо, а вы стараетесь окружить ребенка теплом и заботой. Попробуем разобраться с основными принципами анализа таких игровых сюжетов, но скажу сразу, что все не так плохо.
Главное — понять «тему» игры. Что в ней для ребенка самое важное? От чего он получает наибольшее удовольствие? В игре с авариями и разрушениями это может быть возможность причинения кому-то вреда, тогда это потребность выразить свой гнев.. А может быть и возможность контролировать происходящее, ведь именно играющий решает, когда машины столкнуться, а когда проедут мимо. И тогда это игра не про «насилие», а про потребность стать более уверенным, человеком, который может сделать больше в окружающем мире.
Игра отражает опыт и помогает его усвоить, она не является источником проблем сама по себе. То, что ребенок играет в злость или зависть, не значит, что он автоматически станет таким. Это значит, что он сейчас осваивает эту сторону жизни, вырабатывает к ней свое отношение. Добрая девочка, чьи лошади вдруг стали обижать слабых, может пытаться понять ситуацию, с которой она столкнулась, например, в саду или на площадке, да и не суть где именно. Главное тут, что она пытается разобраться: почему кто-то хочет кого-то обидеть. А для этого ей придется встать на место обидчика. И чем быстрее она отыграет это, тем проще ей потом будет себя защищать в реальной жизни.
Если вы столкнулись с реальными проблемами — решайте их, а игра должна оставаться нетронутой. Это возможность ребенку быстрее пройти сложный этап, пережить его, выразить свои чувства («выпустить пар») в безопасной для себя и окружающих игровой форме. Поэтому игра должна оставаться нетронутой. Если хотите научить ребенка чему-то новому — увлекайте его новыми сюжетами, но ни в коем случае не поправляйте: «Зачем это пират всех обижает? Им же больно! Давай пожалеем их. Пусть пират попросит прощения и приготовит им пирог…».
Резюме:
- Для анализа игры важно понять ее тему. Попробуйте ответить на вопрос: «Чему мой ребенок в ней учится?».
- Даже если вас настораживает сюжет, не пытайтесь его изменить и не упрекайте ребенка за это. Чем больше он играет в то, что ему интересно, тем проще ему будет.
- Если есть проблемы в реальной жизни — решайте их, а игра пусть остается нетронутой. Учить ребенка новому можно и нужно через игру, но через увлечение новым, а не «правкой» старого.
Tags: play-therapy воспитание детская психология детский психолог для родителей заметка игровая терапия моя_игровая_терапия помощь ребенку раннее развитие родителям