«8 самых полезных игрушек» – обожаю такие списки. На самом деле — нет, поскольку часто это спекуляции. Вот несколько мифов о «вредных» игрушках:
Агрессивные. Их вред не доказан. Дети должны выражать свои эмоции. Вы или ваши дети играли в пиратов? А почему? Ведь это вообще-то грабители, безжалостные и жадные. Так себе ролевая модель.
Очень страшные игрушки. Ходят слухи о том, что магазины ими переполнены. Игрушки с героями фильмов ужасов и кровавыми подробностями, например, в детский магазин просто не попадут, их маркируют производители. А злополучные Монстр Хай – герои, у которых есть история, и она совсем не страшная, если ты смотрел мультик. Чувствительный ребёнок может испугаться их, так как и ярко раскрашенную змею или даже кузнечика. Таким детям нужно выбирать игрушки с осторожностью, но сами игрушки тут ни причём.
Грязь и какашки. Встречал мнение коллег, что такие предметы учат детей асоциальному поведению. Мол, если у игрушки текут сопли, то и малыш будет повторят за ней и вычурно шмыгать носом. Но по факту правилам поведения детей учат их родители. Поэтому вред таких игрушек преувеличен. Зачастую это способ осознать туалетные = табуированные темы. Детские терапевты часто ищут такие в свои наборы, магазин playtherapytoys.com имеет много товарных позиций в этой категории и неслучайно.
«Бесполезные». Да, есть игрушки, которые не требуют воображения. Но польза от игр без сюжета (сенсомоторных) тоже доказана: так развивается мелкая моторика и много чего ещё.
Интерактивные. Предметы с кнопками и лампочками. Считается, что они не задействуют воображение. С этим я согласен, но ребёнок может получать от взаимодействия с такой штукой другой опыт: сенсорный, воспринимать на слух речь и музыку. Так что это не совсем вред. Это развитие других умений, отличных от воображения. Так как же выбрать игрушку для ребёнка?
Вот вопросы, которые я задаю себе перед покупкой:
Безопасна ли игрушка? Есть очевидные вещи, которые обычно маркируются на упаковке: материал, мелкие детали, возможность разгрызть и прочее. К сожалению, много примеров, когда опасность игрушки узнается уже позже: магнитный конструктор из шариков, спиннеры, щенок из комплекта с Барби (фото в карусели).
Может ли ребенок сам с ней играть? Разберется ли он, что с ней делать? Хотя тут есть вариант играть вместе, и это не может быть не полезно.
Может ли она напугать ребенка? Сможет ли он «переварить» такую игрушку? Часто мы интуитивно понимаем, сможет ли ребёнок поиграть с этим.
Получается, что «вредными» мы часто называют непривычные или неприятные игрушки, а также предметы, которые развивают у нашего ребенка не то, что бы мы хотели. А вот «полезность» в первую очередь определяется тем, сможет ли ребёнок увлечься игрой с конкретным предметом. И ещё один лайфхак: не покупать слишком много игрушек. Исследования показывают, что чем больше развлечений, тем быстрее дети теряют к ним интерес и испытывают сложности с концентрацией. Здорово, если в игровом наборе всегда есть небольшой дефицит.
Tags: детская психология игра игровая терапия игрушки