Для кого: дети от 2-3 до 10-12 лет. О методе: Недирективная игровая терапия — метод психологической помощи, который использует свободную игру ребенка. Его автор — Вирджиния Экслайн, ученица Карла Роджерса. Автор его современной версии — Гарри Лэндрет (я использую именно ее). Это метод с доказанной эффективностью и он применяется во многих странах мира.
Основная идея
Их две:
1) ребенок через игру осваивает свой опыт.
2) если чуткий и внимательный взрослый поможет ребенку понять свою игру, он поможет ему быстрее пережить этот опыт.
Что происходит на занятиях
Ребенок может играть в любые игрушки, какие захочет (у меня в кабинете их много). Я активно поддерживаю доброжелательную атмосферу на занятии, передаю ответственность за игру ребенку, участвую в игре, если он меня об этом попросит, отражаю его действия и чувства, поддерживаю его самоуважение и саморефлексию и ввожу ограничения, если это необходимо.
Как выглядит занятие . Ребенок играет в то, что хочет, я комментирую то, что он делает и чувствует или делают и чувствуют герои игры, а также играю с ним, если он попросит.
Участие родителей Вы можете заниматься с ребенком самостоятельно. Я провожу цикл семинаров: «Играть, чтобы стать ближе». Там вы сможете научиться заниматься игровой терапией дома.
Книги: Вирджиния Экслайн: Игровая терапия, Гарри Лэндрет: Игровая терапия: искусство отношений
DIR/Floortime
Для кого: дети от 2 лет имеющие особенности развития, расстройство аутистического спектра, задержки в развитии речи, трудности в коммуникации.
О методе: Его автор — американский психиатр Стенли Гринспен. «DIR» — модель развития, которую он разработал. Ее суть — для развития необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и устанавливать близкие отношения с ним. «Floortime» — метод помощи детям с нарушениями в коммуникации на основе модели «DIR».
Основная идея для интеллектуального, эмоционального и социального развития ребенка необходимы безопасные и доверительные отношения со взрослым. Вовлекая в них ребенка, мы помогаем ему осваивать необходимые умения через расширения нашего взаимодействия с ним.
Что происходит на занятиях:
1) я стараюсь заслужить доверие ребенка так, чтобы он пустил меня в свою игру
2) я расширяю нашу совместную игру, стараюсь увлечь его новым.
Как выглядит занятие
Мы ползаем, бегаем, прячемся, строим и рисуем. Одним словом — проводим «время на полу».
Участие родителей
Вы можете заниматься Флортайм дома. Для этого вам достаточно сообщить мне о своем желании и мы начнем работу в этом направлении. Сейчас я заканчиваю свое обучение по работе с родителями во Флортайм, поэтому смогу рекомендовать подходящий курс или сертифицированного коллегу.
Для кого: для детей от 7 лет, которые не любят играть или хотят обсудить со мной что-то важное.
О методе: Арт-терапия использует творческую активность ребенка. В своей работе я предлагаю детям что-то нарисовать или построить в специальной песочнице.
Основная идея: Иногда творческое самовыражение позволяет вынести вовне и лучше понять что-то, что до этого было с трудом доступно пониманию.
Что происходит на занятиях:
1) помогаю ребенку лучше осознать то, что с ним происходит
2) помогаю ему найти новые способы справиться
3) оказываю ему эмоциональную поддержку
Как выглядит занятие
Мы обсуждаем с ребенком волнующую его тему. После того, как ребенок формулирует вопрос, в котором хотел бы лучше разобраться, я предлагаю ему это нарисовать или построить. Затем мы исследуем то, что получилось.
Участие родителей Обычно такие сессии происходят без вас, однако если это необходимо, вы строите или рисуете вместе с ребенком.