Подготовил этот текст об игрушечном оружии, а тут вдруг в новостях: «урок про «автомат Калашникова» для начальных классов. Как вам такое?
На
днях случился важный, на мой взгляд, прецедент. Известный психолог
Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик
РАО выступил против проведения в школах урока «про самый смертоносный
автомат». Проводить его предложило само Министерство просвещения в честь
100-летия со дня рождения Михаила Калашникова. И вот, что рекомендовали
рассказать детям, в том числе ученикам начальной школы, цитата:
«Считается, что из автомата Калашникова было убито больше людей, чем в
результате артиллерийского огня, авиабомбардировок и ракетных обстрелов.
Ежегодно от пуль АК погибает четверть миллиона человек».
Чиновники решили, что эти факты должны стать предметом для гордости и воспитать в детях патриотизм.
Я согласен с Александром Григорьевичем и считаю, что на подобных мероприятиях одновременно с гордостью за соотечественника важно говорить о том, что это опасный предмет, который может служить для защиты в действительно трудных обстоятельствах, но вообще-то он причиняет вред и несет горе семьям погибшим, с какой бы стороны они ни были.
Вообще, это событие сразу взволновало многих родителей. И многие в очередной раз задумались, а стоит ли покупать ребенку игрушечное оружие? Станет ли он злым и агрессивным? Будет ли думать, что насилие – это нормально? Как долго можно играть с оружием без вредных последствий? А, может, лучше вообще без него?
Отвечу сразу: такая игра безопасна, если она никому не вредит на самом деле. Современные исследования показали: связь между игрой с агрессивным сюжетом и агрессией в реальной жизни незначительна. Дети с агрессивным поведением зачастую выбирают игры с таким сюжетом, но если ребенок иногда разыгрывает сражение на мечах, то это не значит, что он обязательно будет проявлять враждебность в реальной жизни.
Важно помнить, что скорее всего за играми с оружием стоят важные потребности ребенка: исследовать конфликтную ситуацию и свои чувства, найти более гибкие способы поведения и даже просто успокоиться. Поэтому совсем отказываться от оружия и агрессивных игр дома лучше не стоит. Ведь даже в таком случае дети превращают в оружие что угодно: карандаши, палки и даже собственные пальцы.
Советы:
Избегайте точных копий.
Лучше
дать ребенку яркий водяной пистолет, чем купить точную копию оружия.
Если оружие выглядит ненатурально, дети будут использовать свое
воображение.
Позаботьтесь о безопасности.
Покупайте
только те игрушки, которые действительно безвредны для ребенка и
окружающих. Например, у него нет заостренных частей и он сделан из
достаточно мягкого материала и ваш ребенок может им самостоятельно
пользоваться.
Следите за игрой.
Останавливайте
ее, как только воображаемый вред становится реальным. Если ребенок
регулярно ведет себя действительно агрессивно: обратитесь к специалисту.
Установите правила.
Например,
договоритесь о том, что не надо целиться в вас или что играть с такими
игрушками можно только в ваше отсутствие. Объясните, почему именно вы
так к этому относитесь и подчеркните, что это связано только с оружием, а
не с ребенком.
Ищите альтернативу.
Игра
в удовольствие – точка контакта с ребенком. Предложите ребенку вариант
«возни», который подошел бы вам обоим. Например, кидаться подушками или
бумажными мячиками, играть в «салки» или сражаться на воображаемых
мечах. Уверен, что ребенок это оценит.
Говорите об этом.
Откровенно
обсуждайте с ребенком, как можно решить конфликт мирно и объясняйте,
что такое настоящее оружие: опасное и смертоносное.
Tags: детская психология детский психолог детский психолог для родителей игра игровая терапия игрушки родителям