Разговор о прикладных методах помощи детям, например, о недирективной игровой терапии, у нас еще впереди, а сегодня я хочу обсудить почему вообще так много методик и программ посвящено именно игре и какую пользу из этого может извлечь родитель.
Специалисты постоянно нам что-то советуют по части «полезных игр». «Играйте по специальным правилам, играйте в кубики, играйте с песком и т.д.». Может возникнуть впечатление, что это педагоги и детские
психологи смогли придумать именно такие полезные игры, которые детям помогут развиваться и будут приносить пользу. Действительно, в нашем детстве никто никого играть не учил, все это проходило под рубрикой «развлечения», а теперь все только об этом и говорят. Как будто польза в игру привнесена искусственно, специально, как добавки в витаминизированное молоко.
На самом деле это не совсем так. Игра — естественная форма детской активности и появляется она неслучайно. Это форма мышления, способ познакомиться с собой и с миром, которая усложняется по мере взросления ребенка. Вспомните, как сначала ребенок все тащит в рот, трогает и бросает и как постепенно появляются в игре «понарошечность». И вот он уже не стучит по полу и не ест игрушки на самом деле, а изображает это, подключая воображение. Позже появляется сложная игра с сюжетом и развернутыми отношениями героев: пираты поехали за сокровищами, дракон напал на замок, белка пошла в магазин за продуктами для дома и т.д. Все это отражает то, о чем ребенок думает, помогает ему усвоить свой жизненный опыт. Следующий шаг — мышление окончательно уходит во внутренний план и игра перестает быть столь увлекательной и важной: ребенок уже умеет думать и играть много раз в одно и то же нет необходимости.
Так что игра важна и полезна, даже если ее придумал не психолог или именитый педагог, а ваш собственный ребенок. Ну и, конечно, ни одна игра не будет «работать», если участники не получают удовольствия от процесса. Помните, что эмоции — это двигатель развития, без них любые самые полезные упражнения теряют смысл. Ну и игры, конечно, без них не получится.
Tags: play-therapy детская психология детский психолог заметка моя_игровая_терапия недирективная игровая терапия эмоциональная сфера