Страх выдуманных персонажей — родительская головная боль, избежать которой трудно, если пытаешься помочь привычными способами. Ранее я писал о психологической методике «сожжения страха» и о том, почему она не работает во многих случаях, а сегодня поговорим о том, почему дети вообще боятся таких вещей, и что может им помочь. Причина появления этих страхов — богатое воображение ребенка и его сравнительно небольшой практический опыт. Обычно они возникают в возрасте до 6ти лет, в период бурного развития фантазии. В этом возрасте ребенок уже может представить себе опасность, но пока не понимает, как себя от нее оградить.Типичная ситуация выглядит следующим образом: внезапно ребенок жалуется на то, что ему угрожает вымышленная фигура. Это может быть как некий человек («злой дядя»), так и несуществующий персонаж или животное: волк, змея, разбойник, колдунья и т.д.
Рассказы родителей о том, что на самом деле никого нет в темной комнате/шкафу/за окном, не помогают: ребенок боится по-прежнему. В итоге это приводит к тому, что терпение взрослых заканчивается и превращается в раздражение. «Там же никого нет! Ну, посмотри, посмотри сам…» — такие упреки только усилят беспокойство и усложнят отношения. Так происходит, потому что ребенку нужно время для того, чтобы проверить наши слова. Нам давным-давно ясно, что в шкафу никого, кроме кошки, быть не может, а у него это впервые. Ну, а наше раздражение только подливает масла в огонь: у ребенка возникает ощущение, что его не поняли, что с ним что-то не так, что он доставляет родителям неудобства и т.д. Поэтому главное тут — не спешить.
Разберем основные шаги по преодолению детских страхов.
1. Помните, что ребенок боится по-честному. Он это не придумал и не хочет так «привлечь внимание» и ему нужна помощь.
2. Уважительно говорите о чувствах ребенка. Так он ощутит вашу поддержку, поймет, что вы рядом с ним .
3. Мягко предлагайте варианты решения. Вместо: «Включи свет и посмотри, что там никого нет!» лучше сказать: «Ты можешь проверить, есть там кто-то или нет».
4. Запаситесь терпением. У детей свой темп преодоления трудностей, а наши попытки ускорить процесс, все только усложнят.
Сегодня в 13 часов в Перископе обсудим эту тему, до встречи!
Tags: детская психология статья