Знакомо? Кажется, что ребенок что-то скрывает или не доверяет нам. Это может быть так, но отчасти дело в самом вопросе. Дело в том, что вопросы «Как дела?», «Как прошел день?», «Чем вы занимались сегодня?» слишком абстрактные. Для ответа на них требуется высокий уровень обобщения, которым недоступен для детей. Вот и получается, что подобный вопрос ставит ребенка в тупик, он теряется, а наши разговоры с ним превращаются в допрос.
Выход из ситуации крайне прост: вопросы нужны конкретные. Ребенок может не помнить день по минутам, но что-то он точно помнит и наверняка расскажет об этом, если грамотно спросить. Например: «Во что вы играли на перемене?», «Что вы пели на музыке?», «Ты сегодня играл с Димой или с Матвеем?».
Замечу, что это работает и с малышами, и с подростками. Чем конкретнее вопрос, тем выше вероятность, что ребенок поддержит разговор. Это другой уровень общения, более глубокий контакт. Длительные паузы и пространные ответы уходят, если то, о чем мы спросили, понятно. Поэтому если ситуация с односложными ответами вам знакома, берите принцип «чем проще — тем лучше» на вооружение. Обычно работает закономерность: чем чаще мы спрашиваем о деталях, тем реже слышим: «Все-нормально-не-помню-хорошо».
Поделюсь наблюдением. Родителям бывает трудно придумать такие вопросы. Детским психологам и игровым терапевтам, например, это проще, поскольку они — наш привычный инструмент. Тут помогает тренировка. Чем чаще вы задаетесь целью спросить что-то особенное, тем проще это становится. Со временем это становится привычкой и не требует усилий.
Отмечу еще одну вещь. Детям регулярно не хватает внимания взрослых. И эта проблема решается не количеством времени, которое вы проводите вместе, а качеством общения. И вопросы, о которых мы говорим сегодня — способ показать ребенку, что он нам интересен и мы к нему внимательны.
А на какие вопросы не отвечают ваши дети?
Tags: активное слушание гиппенрейтер детская психология недирективная игровая терапия общение с ребенком сложные дети эмоциональная сфера