Дети учатся спать и делают это очень по-разному. Одни – с рождения спокойно сопят в своих кроватках. С другими – родителям приходится проходить целые «квесты». Сегодня обучение самостоятельному засыпанию стало настоящим трендом. Сотни экспертов и консультантов обещают родителям спокойные ночи. Давайте разберёмся, какие, вообще, есть методы обучения самостоятельному засыпанию? И какие из них безопасны? Условно их можно разделить на две группы: радикальные и мягкие.
Радикальные:
«Дать проораться» («cry it out»). У этого метода нет автора, но целая группа экспертов по сну поддерживает эту тактику. По их мнению, ребенок не учится успокаивать себя сам, если рядом с ним есть взрослый, который помогает ему заснуть. Значит, надо оставить ребенка в кровати и не приходить, даже если он зовёт.
«Метод исключения плача» (метод доктора Спока) Родители должны положить ребёнка в кроватку и выйти из комнаты. Дальше — спокойно слушать плачь ребёнка, который продолжается от 30 минут до 2 часов. Потом малыш засыпает сам. Ночью к проснувшемуся ребенку Спок тоже не рекомендовал подходить.
«Метод контролируемого плача» (Метод Фербера). Его книга о детском сне вышла в 1985 году, и этот метод получил название на английском «Ferberizing». Итак, он тоже предлагает, уложив ребёнка, выйти из комнаты. На плач можно вернуться, но брать ребёнка на руки нельзя. Успокаивать только колыбельной, поглаживанием или просто сидеть рядом. Когда малыш затихает, снова выходить. Этот цикл Фербер рекомендует повторять много раз, постепенно увеличивая интервал перед возвращением. Ещё советы: не давать грудь или бутылочку, возвращаться только на громкий плач, а не «хныканье».
Такие радикальные методы уже давно осуждаются многими психологами и вызывают споры. Риск – в возможных последствиях для ребёнка. Долгий и безответный плач ребёнка нарушать привязанность. Оставаясь один, малыш, скорее всего, испытывает страх и проживает эмоции, с которыми, возможно ещё не умеет справляться сам. Если честно, мне это напоминает своеобразную форму насилия. Современные авторы-приверженцы этого подхода сами предупреждают, что метод «дать проораться» лучше не использовать с недавно усыновленными детьми или с детьми, страдающими от психической травмы – для них это может стать чрезмерной нагрузкой. Но где гарантии, что отдельно взятый ребенок не окажется слишком чувствительным и сможет «переварить» полученный опыт? В общем, я разделяю мнение многих коллег, что это слишком грубый подход, и применять его не стоит.
Мягкие:
Здесь используется все, что помогает чуть ускорить процесс обучения и сделать отход ко сну рутиной, с которой ребенок может легко справиться сам. Совместные игры, новые ритуалы и плавное разделение взрослого и ребёнка – основа этих методик.
«Обними и положи». Ребёнок в кроватке, взрослый рядом. Каждый раз, когда малыш начинает плакать, его можно брать на руки и обнимать. Как только успокоился, снова класть в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока малыш не заснет.
«Метод стула». Сесть рядом с кроваткой на стул. Помогать малышу успокаиваться голосом или поглаживаниями. Каждые 2-3 ночи отодвигать стул и меньше реагировать. Постепенно стул «переедет» за дверь спальни.Да, пусть к самостоятельному засыпанию иногда становится настоящим испытанием для всей семьи. Мягкие методы требуют от родителей больше ресурсов, они выматывают и не всегда не дают быстрый результат. Но главное – они более бережны по отношению к ребёнку. При этом даже самый мягкий метод легко превращается в пытку. Поэтому ключевое тут — самочувствие ребенка. Не стоит давить и настаивать, приучение ко сну должно быть мирным и спокойным.
Tags: воспитание детская психология детский психолог детский психолог для родителей помощь ребенку родителям