Я уверен, что сегодняшняя наша тема хорошо знакома мамам и папам. Более того, я уверен, что многих она даже утомила. Не буду повторяться и просто поделюсь своими наблюдениями.
Проблема в том, что взрослые относятся к словам детей слишком серьезно. Мы ориентированы на слова. Мы везде ищем смысл. И в этом мы правы. Во взрослой жизни играют смысловые оттенки. Мы общаемся с помощью слов и стараемся вычленить суть. Эмоции уходят на задний план. Общение взрослых людей — это такая почти дипломатическая игра, когда крайне взвешенно, аккуратно и аргументированно высказываешь свои пожелания к собеседнику. А с детьми это не работает. Когда ребенок кричит, что «ты плохая мама и он уйдет жить в лес», нас пугают именно слова. «Ну, если он так в 5 лет говорит, то что же будет дальше?!», думаем мы. И начинаем ему доказывать, что «дома лучше, чем в лесу, что мама хорошая» и т.д. И нередко это идет по спирали: ребенок чаще об этом говорит, мы яростнее с ним спорим… Напряжение растет.
А сейчас открою психологический «секрет». Дети ориентрированы на чувства. Они подбирают слова по эмоциональной окраске, и часто их буквальный смысл пугает. Ну не может он сказать: «Мама, я сильно рассердился на тебя за то, что ты выключила мультики»! Он, возможно, и хотел бы так, но пока не умеет. И выходит у него ярко и обидно: «Плохая мама»…
Переводите с детского на взрослый и обратно, ищите причины поведения ребенка, старайтесь понять его эмоции, И в лес никто не пойдет.
Tags: активное слушание беспокойство воспитание детская психология конфликты помощь ребенку родителям эмоциональная сфера