Сегодня мы поговорим о туалетных страхах. Детское развитие — процесс полный неожиданностей. Одной из них может стать приучение к горшку. Внезапно может выясниться, что у вашего ребенка сложности в этом деликатном вопросе. Некоторые дети изначально с недоверием относятся к горшку, некоторые отказываются уже после того, как вдруг испытают дискомфорт, хотя переход от подгузника на горшок уже прошел гладко.
Критичный вариант развития событий: каждый «поход в туалет» заканчивается слезами, уговоры и наставления не помогают, ребенок терпит изо всех сил, иногда не посещает туалет несколько дней, начинаются запоры – приходится обращаться к врачам и подключать психологов. Опишу причины возникновения этих сложностей и основные направления помощи.
⠀
Туалетные трудности вызывают особое удивление у родителей, ведь нам кажется, что это незамысловатый процесс и все довольно просто. Это не так: для ребенка это действительно сложная задача. Достаточно вспомнить, что для перехода с подгузника на горшок требуется целая совокупность факторов (по данным Союза педиатров России):
- Физиологическая готовность. Ребенок владеет мышцами сфинктера мочевого пузыря и кишечника
- Психологическая готовность. Ребенок понимает, что он, например, пописал и сообщает об этом взрослым – ему важно быть чистым.
- Эмоциональная готовность. Ребенок спокойно относится к горшку, легко пересаживается на него. Многие дети испытывают брезгливость перед горшком, боятся сидеть на нем и т.д. К этой стороне вопроса тоже надо привыкнуть.
Контролировать свой организм ребенок учится в возрасте с с 1,5 до 4 лет, а процесс приучения к горшку обычно занимает от трех до шести месяцев (по данным канадского общества педиатров). По факту это значит, что даже если ребенок уже пользуется горшком самостоятельно, он остается крайне чувствительным к дискомфорту, который может все откатить назад. Такой причиной может стать запор или болевые ощущения в животе, слишком холодный край сиденья унитаза или внезапная потеря равновесия и испуг. И часто ребенку нужно время, чтобы успокоиться и пройти этот путь фактически заново.
И, разумеется, что тут ему нужна наша поддержка. Но иногда ее бывает слишком много, и это только усиливает беспокойство. Вот представьте: вы, например, чего-то сильно боитесь, скажем, выступать с презентацией перед руководством, а все вокруг советуют это сделать по-быстрее, вот прямо сейчас и еще уверяют, что ничего страшного не случится. А еще и за руку берут, и ведут к кабинету, а у вас ни цифры не посчитаны, ни слайды не готовы. Поэтому даже лишний вопрос: «А не пора ли тебе на горшок?» – перед прогулкой может усилить детское беспокойство. Часто помощь взрослых превращается в давление и только затягивает процесс освоения горшка. И, наоборот, все становится проще, когда родители ловят настоящий темп ребенка и идут вместе с ним. Постепенно малыш сам отказывается от подгузников, о чем негласно свидетельствует количество, например, первоклассников в памперсах. То есть, если у ребенка нет особенностей, которые замедляют или вообще не позволяют ему пользоваться туалетом самостоятельно, то он им пользоваться начнет. При этом пускать все на самотек и ждать, когда ребенок сам всему научится, тоже не стоит. Ему надо помогать.
Вот основные шаги.
⠀
1. Проконсультироваться с врачом, чтобы исследовать физиологическую часть процесса и получить помощь, если она необходима.
2. Определить регулярность очистительных процедур, если они есть. Гораздо проще, если вы определили, что каждый второй/третий/четверый день вы делаете клизму, а не принимаете решение, ориентируясь на обстоятельства.
3. Стараться реже напоминать ребенку о походе в туалет. Например, можно делать это не каждый раз, когда вы вспоминаете об этом, а, например, каждый второй или третий.
4. Успокоить родственников и придерживаться одной стратегии. «Никуда не спешить» — лучшая стратегия, чтобы определить темп вашего ребенка и помочь ему максимально быстро.
5. Убедиться, что горшок легко доступен ребенку, он может им пользоваться самостоятельно.
Если это унитаз, то на нем должно быть установлено специальное сидение и подставка для ног.
6. Постепенно обсуждать с ребенком то, что происходит. Эти разговоры о неприятном помогут ему лучше понять свое тело, заметить тонкости и быстрее начать исследовать свои возможности.
⠀
Ну, и детский психолог будет рад помочь вам на любом из этих этапов.
Tags: детская психология детские страхи детский психолог для родителей игровая терапия ребенок боится родителям страхи у детей