Умный, но ленивый?

By: Александр Покрышкин | 13 Сен 2018

низкая мотивация к учебеУверен, что момент, когда ребенок бросает вполне посильную ему или ей задачу, вызывает у взрослых досаду и беспокойство. Действительно, кажется, что ничего сложного в новой сенсорной коробке, песенке для утренника, ещё одной строчке в прописи или домашнему заданию по английскому нет. Удивительно и досадно от того, что мы точно знаем, что эти задачи ему по силам, но он не стремиться это сделать, а оттягивает до последнего, называет скучным или отказывается выполнять. Регулярно встречаю запросы из серии: «Умный, но ленивый — до последнего тянет. Не знаю, как объяснить, что учиться важно. Может у вас получится». Проблема в том, что объяснить ни у меня, ни у кого-то еще вряд ли получится. И связано это с тем, как мы представляем себе мотивацию детей. Если представить это привычное понимание в виде формулы, то получится так:

Мотивация = Важная цель х Воля к победе

Мы прилагаем массу усилий для того, чтобы объяснить зачем заниматься («будешь грамотным», «сможешь сам считать деньги в магазин» — «Важная цель»). Или стыдим за лень: «Ты же такой умный и сто раз до этого решал такие задачи, тебе это сделать ничего не стоит!» (пробуждаем «Волю к победе»). И чаще всего это движение по кругу: лень — просьбы — раздражение — серьезный разговор — лень — просьбы и т.д.

Между тем мотивация — одна из самых исследуемых тем в психологии. И благодаря этой работе ученых, мы знаем, что чаще всего за «ленью» скрывается неочевидная трудность ребенка. Он не получает удовольствия от того, что у него получится, предвкушает неудачу и избегает этих неприятных эмоций. Согласитесь, что и взрослому человеку чаще проще назвать что-то «неинтересным», чем «трудным». Однако мы привыкли считать, что основная трудность — нежелание прилагать усилия, нелюбовь к труду, желание привлечь к себе внимание, манипуляции и прочее.

Простой пример: дайте ребенку, который с горящими глазами собирает набор Лего для 5-8 лет набор на 14-16 лет. Сколько времени пройдет до момента, как он «разлюбит» этот конструктор и станет «ленивым»? Наверняка будут исключения и кто-то справится, но в целом этот пример иллюстрирует то, как на мотивацию влияют сложность задачи и удовольствие от процесса ее решения. Тогда нашу формулу стоит дополнить:

Мотивация = Важная цель х Воля к победе х Сложность задачи х Удовольствие

О том, как помогать детям преодолевать трудности, расскажу в других постах, а пока главный вывод: ребенок ленится, потому что ему трудно и нужна помощь. И лично в меня эта мысль вселяет оптимизм, потому что куда проще искать посильную для ребенка задачу или другой способ его увлечь занятиями, чем бороться с ленью и постоянно что-то объяснять.

Важная тема? Ставьте лайк и + в комментариях, чтобы я продолжил эту тему в новых статьях. Есть вопрос: спрашивайте в комментариях. Кстати, как вы боретесь с детской ленью?

P.S. Мои курсы для психологов по недирективной игровой терапии в Высшей Школе Психологии и РГГУ начнутся в октябре.

Write a comment