Знаете, когда речь заходит о воспитательных играх, мне обычно становится скучно 🙆🏼♂ Они слишком правильные, ограничивают фантазию и пропитаны нравоучениями.
Уверен, что даже Лев Выготский — всемирно известный советский психолог, который писал серьезные книги об игре, как о способе погружения ребёнка в культуру, тоже не имел в виду что-то нудное.
Да, мы можем воспитывать ребёнка таким образом. Бывает, так проще донести до него что-то важное. Ведь игра – образ мышления детей. Но это не должно становится «давлением». Иногда кажется, что в игре мы должны демонстрировать какое-то «правильное» поведение. Иначе есть ощущение, что мы просто тратим время зря. Именно поэтому родители, видя необычные «инженерные» решения ребенка: дом без крыши, машина без колес, магазин, где нет денег и т.д., – часто торопятся всё исправить и показать, как надо. И как раз в этот момент разрушается игра, она не существует без удовольствия.
Еще я часто слышу вопросы родителей: можно ли ребёнку в игре драться, воровать, обзываться, разрушать постройки, обижать слабых, убивать кого-то или умирать самому? Да, можно. Хотя часто у нас возникает опасение: если этот сюжет не изменить, то и в жизни он будет вести себя так же. Нет, так это не работает. Я уже как-то писал, что если ваш ребёнок поиграет в пирата – это не значит, что он выйдет на улицу и начнёт «грабить» детей.
Вот, представьте, ребёнок играет.
Пример 1:
Ребёнок: «Сейчас мы нападем на замок, пока охрана спит и украдём все ваши сокровища!».
Взрослый: «Ой, ну что же они будут воровать? Так нельзя! Это плохо. Они должны попросить!».
Ребёнок: «Нет, мы все заберём себе!»
Пример 2:
Ребёнок: «А сейчас танк приедет и все тут взорвет!»
Взрослый: «Ой, солдатикам страшно! Может мы сможем договориться? Ну, пожалуйста!»
Ребёнок: «Нет, вы все плохие и танк сейчас будет стрелять».
В обоих случаях дети не приняли идеи взрослых, но в первом была жесткая оценка, а во втором – попытка вовлечь ребёнка в другой сценарий.
Конечно, мы можем предлагать ребёнку свои идеи для игры и точно наша работа — рассказывать, почему дома возводят с крышами, в магазине нужны деньги и как строятся отношения между людьми. Однако, «неправильный» сюжет тоже имеет ценность, а вносить новое содержание в игру стоит только, если это увлекает ребёнка.
Вот, что нужно помнить родителям, которые хотят сделать игру полезной:
🔹 Игра «работает», пока все участники получают от неё удовольствие.
🔹Невозможно воспитать только игрой. Воспитывает детей их опыт, игра — лишь его часть.
🔹Проигрывая «негативные» сценарии, ребёнок тоже учится.
🔹Назидательность убивает игру.
🔹Хотите внести в сюжет что-то новое? Попробуйте придумать интересный для ребенка способ.
Дайте ребёнку возможность свободно играть, придумывать свои правила и проживать свой опыт. И даже если иногда ребёнок играет не так, как нам бы, взрослым, хотелось – для него эта игра все равно будет полезной. И наоборот — скорее всего он будет рад, если у вас получится внести в его игру интересный поворот.
Tags: детская психология игра игровая терапия игровая_терапия_Покрышкин моя_игровая_терапия